По датам

2014

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Постановление Тамбовской областной Думы от 28.02.2014 N 1073 "Об отчете о работе Контрольно-счетной палаты Тамбовской области за 2013 год"



ТАМБОВСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 февраля 2014 г. № 1073

ОБ ОТЧЕТЕ О РАБОТЕ КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНОЙ ПАЛАТЫ ТАМБОВСКОЙ
ОБЛАСТИ ЗА 2013 ГОД

Рассмотрев отчет о работе Контрольно-счетной палаты Тамбовской области за 2013 год в соответствии со статьей 21 Закона Тамбовской области от 25 июля 2011 года № 41-З "О Контрольно-счетной палате Тамбовской области" и заключение комитета по бюджету, налогам и финансам областной Думы, Тамбовская областная Дума постановляет:
1. Принять к сведению отчет о работе Контрольно-счетной палаты Тамбовской области за 2013 год.
2. Рекомендовать Контрольно-счетной палате Тамбовской области:
в целях повышения эффективности деятельности уделять особое внимание оценке результативности бюджетных расходов, подготовке конкретных рекомендаций и предложений, постоянно осуществлять контроль за принятием мер по устранению выявленных нарушений, добиваться максимального исполнения своих представлений, проводить систематическую работу по анализу результатов контрольных и экспертно-аналитических мероприятий с целью выявления типичных повторяющихся нарушений и определению зон риска финансовых нарушений при расходовании бюджетных средств;
продолжить работу по разработке и созданию в Тамбовской области унифицированной системы стандартов внешнего государственного и муниципального контроля;
продолжить работу по развитию сотрудничества и взаимодействия в сфере государственного финансового контроля с органами государственной власти, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти и правоохранительными органами;
продолжить работу по оказанию контрольно-счетным органам муниципальных образований Тамбовской области информационной и методологической помощи.
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.

Председатель областной Думы
А.В.Никитин





Утвержден
Решением
Коллегии Контрольно-счетной палаты
Тамбовской области
от 05.02.2014 № 1/1

ОТЧЕТ
О РАБОТЕ КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНОЙ ПАЛАТЫ ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ЗА 2013 ГОД

Настоящий отчет о работе Контрольно-счетной палаты Тамбовской области (далее - Контрольно-счетная палата, Палата, КСП) за 2013 год (далее - Отчет) представляется в соответствии со статьей 21 Закона Тамбовской области от 25.07.2011 № 41-З "О Контрольно-счетной палате Тамбовской области".
В представленном отчете отражены основные итоги деятельности КСП в 2013 году, результаты контрольных, экспертно-аналитических и иных мероприятий, направленных на совершенствование внешнего государственного финансового контроля в Тамбовской области, повышение его качества в соответствии с российскими и международными стандартами.
Результаты проведенной контрольной и экспертно-аналитической работы свидетельствуют о выполнении всех мероприятий, предусмотренных планом работы Контрольно-счетной палаты. Палатой, наряду с выполнением основных задач и функций, решены следующие задачи, поставленные при подведении итогов деятельности за 2012 год:
1. В целях совершенствования внешнего финансового контроля в Тамбовской области, повышения его качества в соответствии с Российскими и международными стандартами, дальнейшего развития системы государственного и муниципального финансового контроля, координации деятельности контрольных органов в регионе проведен ряд мероприятий с участием членов Совета контрольно-счетных органов Тамбовской области. Продолжается работа по развитию системы муниципального финансового контроля.
2. Особое внимание уделено внедрению новой формы контроля - аудиту эффективности использования бюджетных средств, содержание которого состоит в подтверждении эффекта, на который рассчитывали при принятии решений о выделении бюджетных средств.
Результаты данных контрольных мероприятий позволили органам государственной власти Тамбовской области принять ряд важных управленческих решений, направленных на повышение эффективности использования бюджетных средств, устранение выявленных проблем и недостатков.
3. Проводилась работа, направленная на совершенствование бюджетного процесса, межбюджетных отношений и обеспечение большей прозрачности при формировании и исполнении областного бюджета Тамбовской области. При осуществлении контроля исполнения областного бюджета наибольшее внимание было уделено:
принятию до начала финансового года нормативных правовых актов администрации Тамбовской области, необходимых для реализации закона Тамбовской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период;
достижению равномерного исполнения областного бюджета в течение года;
достижению оптимального баланса между объективно необходимым выравниванием бюджетной обеспеченности и созданием стимулов для роста экономического и налогового потенциалов муниципальных образований Тамбовской области.
4. Продолжена работа по обеспечению открытости в деятельности Контрольно-счетной палаты.
5. Осуществлялось совершенствование деятельности Контрольно-счетной палаты посредством применения современных информационных технологий.
6. Обеспечивались условия для постоянного обмена опытом с контрольно-счетными органами других субъектов РФ.
Контрольные и экспертно-аналитические мероприятия проводились Контрольно-счетной палатой в 2013 году в соответствии с задачами и полномочиями, возложенными на нее Законом Тамбовской области от 25.07.2011 № 41-З "О Контрольно-счетной палате Тамбовской области", а также в соответствии с планом работы Контрольно-счетной палаты Тамбовской области на 2013 год (с изменениями от 31.01.2013, 10.04.2013, 27.06.2013, 27.09.2013 и 26.12.2013), утвержденным решением Коллегии Контрольно-счетной палаты от 26.12.2012 № 10/18.
Организация работы и обеспечение планового и системного внешнего государственного финансового контроля целевого и эффективного использования бюджетных средств осуществляется Контрольно-счетной палатой по направлениям деятельности:
контроль доходов и источников финансирования дефицита областного бюджета;
контроль расходов бюджета на социальную сферу и за формированием и исполнением бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;
контроль расходов бюджета на государственное управление и финансовую помощь бюджетам других уровней;
контроль расходов бюджета на отрасли национальной экономики и капитальные вложения.

Основные результаты деятельности Контрольно-счетной палаты

В 2013 году Контрольно-счетной палатой проведено 94 контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, из них:
56 - контрольных мероприятий;
38 - экспертно-аналитических мероприятий.
Объем средств областного бюджета, проверенных (охваченных) при проведении контрольных мероприятий, составил 19458225,55 тыс. рублей.
За отчетный период выявлено нарушений законодательства в финансово-бюджетной сфере, установленных при проведении контрольных мероприятий, на общую сумму 241480,9 тыс. рублей, что составляет 1,2 процента от общего объема проверенных средств, в том числе, выявлено неэффективное использование бюджетных средств 77937,3 тыс. рублей.
Кроме того, в отчетном году установлены нарушения законодательства Российской Федерации и Тамбовской области, не подлежащие финансовой оценке.

Экспертно-аналитическая деятельность Контрольно-счетной
палаты по контролю за формированием и исполнением областного
бюджета и бюджета территориального фонда обязательного
медицинского страхования Тамбовской области

В 2013 году Контрольно-счетной палатой осуществлялся контроль за формированием и исполнением областного бюджета и бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования Тамбовской области, осуществлялась экспертиза законопроектов области, по которым требовалась экспертиза Контрольно-счетной палаты области, проводился анализ эффективности использования средств областного бюджета, направленных на реализацию долгосрочных целевых программ, иные экспертно-аналитические мероприятия.
Контрольно-счетной палатой проведено 38 экспертно-аналитических мероприятий, из них:
подготовлено 16 заключений на законопроекты, связанные с формированием и исполнением областного бюджета и бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования;
подготовлено 10 заключений на другие законопроекты области;
проведено 12 иных экспертно-аналитических мероприятий.
В 2013 году в рамках оперативного контроля за ходом исполнения областного бюджета и бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования Тамбовской области Контрольно-счетной палатой осуществлялся анализ исполнения текстовых статей законов области об областном бюджете и о бюджете территориального фонда обязательного медицинского страхования Тамбовской области на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов, своевременности подготовки и принятия нормативных правовых актов в целях реализации данных законов.
В рамках оперативного контроля за исполнением областного бюджета и бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования Тамбовской области в 2013 году подготовлено 6 заключений, по результатам которых сделаны следующие выводы:
- осуществляется некорректное планирование индикаторов, в отдельных случаях цели и задачи программ не взаимосвязаны с содержанием мероприятий, по ряду программных мероприятий не устанавливаются целевые индикаторы и показатели эффективности реализации программных мероприятий;
- низкое освоение бюджетных ассигнований на реализацию отдельных целевых программ, невыполнение в полном объеме целевых показателей обусловлено, прежде всего, низкой ответственностью государственных заказчиков на этапе формирования и исполнения целевых программ;
- не установлено соотнесение достижения плановых показателей и индикаторов, измеряющих достижение целей с объемами фактического финансирования, что снижает эффект проводимых мероприятий;
- переход на программный бюджет не является залогом эффективного и рационального использования бюджетных средств.
Заключения направлены председателю Тамбовской областной Думы А.В.Никитину и рассмотрены на заседании комитета по бюджету, налогам и финансам Тамбовской областной Думы.
Кроме того, осуществлялась экспертиза законопроектов по внесению изменений в областной бюджет, по результатам которых подготовлены заключения на проекты законов о внесении изменений в Закон Тамбовской области "Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов".
В соответствии со статьей 8 Закона Тамбовской области от 25.07.2011 № 41-З "О Контрольно-счетной палате Тамбовской области" Контрольно-счетная палата осуществляет внешнюю проверку годового отчета об исполнении областного бюджета и бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования Тамбовской области. Результаты внешних проверок годовых отчетов об исполнении бюджетов, бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств использовались при проведении экспертизы проектов законов области "Об утверждении отчета об исполнении областного бюджета за 2012 год" и "Об исполнении бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования Тамбовской области за 2012 год".
Заключения Контрольно-счетной палаты на проекты законов Тамбовской области "Об утверждении отчета об исполнении областного бюджета за 2012 год" и "Об исполнении бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования Тамбовской области за 2012 год" направлены в Тамбовскую областную Думу и рассмотрены на заседании комитета по бюджету, налогам и финансам Тамбовской областной Думы.
В 2013 году Контрольно-счетной палатой в соответствии со статьей 8 Закона Тамбовской области от 25.07.2011 № 41-З "О Контрольно-счетной палате Тамбовской области" Контрольно-счетной палатой в 2013 году проведена финансово-экономическая экспертиза 9 проектов законов Тамбовской области и 1 постановления Тамбовской областной Думы.
Заключения на проекты законов Тамбовской области направлены в Тамбовскую областную Думу и рассмотрены на заседании комитета по бюджету, налогам и финансам.

Аналитическая работа

В соответствии с планом работы на 2013 год Контрольно-счетной палатой проведено 12 экспертно-аналитических мероприятий:
мероприятия в рамках взаимодействия со Счетной палатой Российской Федерации:
мониторинг динамики изменений тарифов на тепловую и электрическую энергии, а также другие коммунальные услуги, подлежащие государственному регулированию;
другие экспертно-аналитические мероприятия:
анализ эффективности исполнения прогнозного плана (программы) приватизации государственного имущества Тамбовской области за 2012 год;
анализ целевого и эффективного использования средств областного бюджета, выделенных на реализацию мероприятий программы "Модернизация здравоохранения Тамбовской области на 2011 - 2012 годы" за 2012 год;
проверка эффективности использования средств областного бюджета в рамках реализации долгосрочной целевой программы области по поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций на 2012 - 2014 годы;
анализ эффективности использования средств областного бюджета на реализацию областной адресной программы капитального ремонта многоквартирных домов на территории Тамбовской области (в т.ч. г. Тамбов) за 2012 год;
анализ эффективности использования средств областного бюджета на реализацию областной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории Тамбовской области (в т.ч. г. Тамбов) на 2011 - 2012 годы за 2012 год;
мониторинг реализации и финансового обеспечения государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Тамбовской области на 2013 - 2020 годы в 2013 году (по отдельным подпрограммам);
проведение анализа обоснованности и эффективности предоставленных налоговых льгот по региональным налогам, и их влияния на поступление доходов в областной бюджет за период 2011 - 2012 гг.;
аудит эффективности долговой политики и влияние ее на социально-экономическое развитие Тамбовской области;
анализ эффективности использования средств областного бюджета на реализацию областной адресной инвестиционной программы за 2012 год;
кроме того:
по поручению главы администрации Тамбовской области О.И. Бетина, проведена проверка законности предоставления субсидий из областного бюджета сельхозтоваропроизводителям, осуществляющим реализацию молока за пределы Тамбовской области, энергоснабжающих организаций и управляющих компаний на предмет целевого и эффективного использования бюджетных средств и направления средств на реновацию производственных мощностей;
по поручению комитета по аграрным вопросам, экологии и природопользованию Тамбовской областной Думы проведена проверка эффективности использования средств областного бюджета на финансирование целевой программы Тамбовской области "Развитие картофелеводства и овощеводства открытого и защищенного грунта в Тамбовской области на 2012 - 2014 годы".

Контрольная деятельность Контрольно-счетной палаты

В 2013 году предусмотренные планом работы контрольные мероприятия выполнены в полном объеме. Проведено 25 контрольных мероприятий.
Объем проверенных средств составил 8568512,85 тыс. рублей.
По результатам контрольных мероприятий установлено финансовых нарушений на общую сумму 228302,9 тыс. рублей, что составляет 2,7 процента от объема проверенных средств, в том числе:
неэффективное использование бюджетных средств, определенного статьей 34 Бюджетного кодекса РФ, составили 77843,3 тыс. рублей;
иные нарушения бюджетного законодательства (в том числе в нарушение статей 72, 219 Бюджетного кодекса РФ приняты бюджетные обязательства сверх доведенных лимитов бюджетных обязательств) на общую сумму 150305,0 тыс. рублей;
нарушения требований, установленных Федеральным законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" - 154,6 тыс. рублей.
Кроме того, Контрольно-счетной палатой, по результатам контрольных мероприятий, установлены нарушения законодательства Российской Федерации и Тамбовской области, не подлежащие финансовой оценке.
В 2013 году на заседаниях Коллегии Контрольно-счетной палаты рассматривались отчеты о результатах контрольных мероприятий, представляемые аудиторами, ответственными за их проведение. По итогам обсуждений членами Коллегии принимались решения о направлении отчетов главе администрации Тамбовской области О.И.Бетину и председателю Тамбовской областной Думы А.В.Никитину.
По результатам контрольных мероприятий по решениям Коллегии в адрес объектов контроля, органов исполнительной власти и местного самоуправления области направлено 24 представления и 19 информационных писем с предложениями об устранении выявленных нарушений и недостатков.
В отчетном году осуществлялся контроль реализации представлений и информационных писем. Проводился анализ и оценка полноты реализации органами исполнительной власти и местного самоуправления области, объектами контроля представлений, информационных писем, выполнения мероприятий по устранению выявленных нарушений, недостатков и ликвидации их последствий, анализ соответствия решений и принятых мер содержанию требований, предложений и рекомендаций, указанных в представлениях, информационных письмах.
Вопросы реализации представлений и информационных писем в установленном порядке рассматривались на заседаниях Коллегии Контрольно-счетной палаты области и решениями Коллегии 17 представлений сняты с контроля. На момент формирования настоящего отчета 7 представлений остаются на контроле.
Материалы по результатам 3 контрольных мероприятий направлены в органы прокуратуры и иные правоохранительные органы. По результатам 1 контрольного мероприятия возбуждено уголовное дело.

Проверки исполнения бюджетов муниципальных образований -
получателей межбюджетных трансфертов из областного бюджета

В 2013 году Контрольно-счетной палатой проведены проверки исполнения бюджетов муниципальных образований - получателей межбюджетных трансфертов из областного бюджета:
г. Мичуринска,
г. Кирсанова,
Знаменского района,
Сосновского района,
Мордовского района.
Объем проверенных средств составил 2246754,8 тыс. рублей.
Деятельность Контрольно-счетной палаты в сфере проверок бюджетов муниципальных образований проводилась с охватом широкого круга вопросов соблюдения бюджетного законодательства, связанных с использованием субвенций из областного бюджета (в связи с наделением органов местного самоуправления государственными полномочиями и их участием в реализации областных целевых программ) и раскрытием значительного числа тематических направлений. Бюджеты проверенных муниципальных образований в размере свыше 70 процентов (без учета средств, передаваемых на выполнение государственных полномочий) формируются за счет средств областного бюджета, что свидетельствует о высокой финансовой зависимости.
Удельный вес местных налогов (налог на имущество физических лиц, земельный налог) не превышает 10 процентов от общей суммы налоговых и неналоговых доходов. В отчетах о результатах проверок отмечены недостатки при осуществлении планирования доходной части бюджета, о чем свидетельствует неоднократное уточнение планов практически по всем доходным источникам и их перевыполнение по итогам года. Имеет место наращивание задолженности по налоговым и неналоговым доходам бюджета.
Резервом роста объемов доходов местных бюджетов, формируемых за счет собственных источников в части налоговых поступлений, является активизация работы по погашению сложившейся задолженности с участием налоговых органов, пополнение доходов за счет государственных пошлин, пересмотр ставок налога на имущество физических лиц с принятием мер по регистрации недвижимого имущества.
Проведенные в 2013 году проверки бюджетов муниципальных образований характеризуются наличием типичных нарушений и недостатков, допускаемых при формировании и исполнении как районного бюджета, так и бюджетов поселений. В особенности это касается организации бюджетного процесса, соблюдения положений Бюджетного кодекса РФ, что свидетельствует о необходимости усиления ответственности органов местного самоуправления, повышения спроса за качество управления финансами.
Предложения, содержащиеся в отчетах Контрольно-счетной палаты, направлены на улучшение состояния экономики муниципальных районов с точки зрения бюджетных перспектив.
Контрольно-счетной палатой области неоднократно отмечалось, что межбюджетные отношения, сложившиеся на данный момент между разными уровнями бюджетов, оцениваются как недостаточно эффективные. Проблемой, связанной с реализацией полномочий, является недостаточный учет в методиках и критериях расчетов финансовых потребностей территорий для исполнения расходных обязательств муниципальных образований.
Расходы муниципальных образований на выполнение ряда полномочий, предусмотренных Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", по причине ограниченности финансовых возможностей не планировались вообще или планировались не в полном объеме. Собственными средствами муниципальные образования обеспечены не более чем на 30 процентов. Решение проблем бюджетного регулирования в первую очередь возможно только при активном поиске и привлечении собственных доходов местных бюджетов, эффективном проведении мер бюджетно-налогового администрирования, качественном учете муниципальной собственности и ее мониторинге.
Результаты проверок правильности формирования неналоговых доходов бюджетов муниципальных районов показывают, что имеющиеся резервы пополнения казны используются недостаточно.
Не обеспечивается в полной мере учет и сохранность муниципального имущества. Установлены факты изъятия муниципального имущества в счет погашения образовавшейся задолженности муниципальных унитарных предприятий, в том числе по решениям арбитражных судов. Реестры муниципальной собственности не всегда достоверны, реестры договоров аренды недвижимых объектов и аренды земельных участков требуют инвентаризации с учетом уточнения сумм арендной платы и имеющейся задолженности.
Согласно представленным информациям нарушения и недостатки, установленные Контрольно-счетной палатой, в основном устранены.
Предложения, внесенные по результатам проверок, выполнены, либо находятся в стадии выполнения, так как требуют постоянного мониторинга и анализа.

Взаимодействие Контрольно-счетной палаты со Счетной палатой
Российской Федерации, другими контрольными и
правоохранительными органами

Сотрудничество Контрольно-счетной палаты области со Счетной палатой Российской Федерации и другими региональными контрольно-счетными органами незаменимо при реализации многих важнейших задач, особенно на современном этапе, в условиях построения единой системы контрольно-счетных органов Российской Федерации, координации их действий на региональном и федеральном уровнях, выработки единой методологии контрольной и экспертно-аналитической деятельности.
В 2013 году по предложению Счетной палаты Российской Федерации проведено экспертно-аналитическое мероприятие по мониторингу изменений тарифов на электрическую и тепловую энергию в сфере деятельности организаций коммунального хозяйства.
В результате проведенной проверки установлено:
- в 2010, 2011, 2012 годах ежегодный рост средних тарифов на тепловую энергию не превышал максимальных величин роста тарифов в среднем по Тамбовской области, установленных Федеральной службой по тарифам;
- в 2009, 2010, 2011, 2012 годах средние тарифы на электрическую энергию (для населения, проживающего в домах, оборудованных газовыми плитами) не превышали предельных максимальных уровней тарифов, установленных Федеральной службой по тарифам;
- рост средних тарифов для населения на холодное водоснабжение и водоотведение на конец 2012 года по сравнению с 2011 годом составил 103,2% и 103,4% соответственно, что находится в пределах индекса максимально возможного изменения тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, установленного на 2012 год в среднем по муниципальным образованиям области приказом управления по регулированию тарифов области от 27.10.2011 № 121-Ж в размере 112%;
- в целом по Тамбовской области прирост средних нормативов потребления по видам коммунальных услуг за 2009-2012 годы составил не более 6,3% (за 2010 год по холодному водоснабжению), снижение - не более 5,3% (за 2010 год по горячему водоснабжению), рост - не более 4,5% (за 2010 по водоотведению), снижение - не более 0,6% (за 2010 года по отоплению). Фактов прироста нормативов потребления более чем на 25% в целом по области, в том числе по муниципальным образованиям, не зафиксировано;
- рост среднего размера платы граждан Тамбовской области за коммунальные услуги на конец 2010, 2011 и 2012 годов по сравнению с предшествующими годами не превышал предельных индексов максимально возможного изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, установленных приказами управления по регулированию тарифов Тамбовской области;
- в 2012 году по сравнению с 2009 годом средняя по Тамбовской области плата за пользование жилым помещением (плата за наем) увеличилась на 80%, за содержание и ремонт жилого помещения - на 37%, в том числе: сбор и вывоз ТБО - на 11%, максимальный размер платы за содержание и ремонт жилого помещения - 68%, минимальный размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в 2,5 раза, тариф на утилизацию (захоронение) ТБО в руб. за 1 м3 - на 14%;
- уровень оплаты населением Тамбовской области предъявленных жилищно-коммунальных услуг вырос с 96,1% в 2009 году до 98,8% в 2011 году.
В 2013 году Контрольно-счетной палатой области проводились контрольные мероприятия совместно с правоохранительными органами, из них:
- Проверка законности и эффективности использования средств областного бюджета, выделенных в 2009 - 2012 годах на строительство, ремонт и эксплуатацию зданий ТОГБСУ СОН "Токаревский психоневрологический интернат" совместно со СУ СК по Тамбовской области. Целью проверки являлся контроль законности использования средств областного бюджета, направленных на ремонт и эксплуатацию зданий ТОГБСУ в общей сумме 7447359,36 рублей.
В результате проверки установлено неэффективное использование бюджетных средств в сумме 580,6 тыс. рублей, хищение демонтированных в ходе ремонта частей системы отопления и проводов линии электропередач. По результатам проверки СУ СК по Тамбовской области возбуждено уголовное дело.
- По поручению прокурора Тамбовской области проведена проверка финансово-хозяйственной деятельности Сосновского поссовета Сосновского района Тамбовской области. В ходе проверки нарушений подлежащих уголовному преследованию не установлено. По результатам проверки в администрацию поссовета было направлено представление об устранении нарушений законодательства, которое было исполнено в установленный срок.
- По поручению прокурора Тамбовской области совместно с сотрудниками УМВД Тамбовской области проведена проверка эффективного и целевого использования средств областного бюджета выделенных в рамках реализации мероприятий региональных целевых программ "Экология и природные ресурсы Тамбовской области" за период 2003 - 2010 годы" на объекте ОАО "Знаменский сахарный завод". Объем средств областного бюджета, подлежащий проверке, составил 389000 тыс. рублей. Нарушений подлежащих уголовному преследованию не установлено. Установлено неэффективное использование бюджетных средств в сумме 50762 тыс. рублей.
В 2013 году председатель Контрольно-счетной палаты Н.И. Луговских принимал участие в ряде мероприятий федерального уровня.
В январе 2013 года Н.И.Луговских в составе делегации от Тамбовской области принимал участие в совещании, состоявшемся в Счетной палате РФ, посвященном перспективам развития агропромышленного комплекса Тамбовской области.
Кроме того, принимал участие во 2-м международном семинаре Европейской организации региональных органов внешнего финансового контроля (ЕВРОРАИ), в заседании круглого стола в г.Брянске на тему "Методология проведения стратегического аудита в субъектах Российской Федерации (в рамках работы отделения Ассоциации контрольно-счетных органов Российской Федерации в Центральном федеральном округе)".
В декабре 2013 года в г. Москве председатель палаты принимал участие во Всероссийском совещании контрольных органов по вопросам совершенствования государственного контроля под председательством Руководителя Администрации Президента Российской Федерации С.Б.Иванова. В ходе совещания рассматривались актуальные вопросы организации контрольной деятельности, укрепления и развития системы органов контроля и надзора - как одной из основных задач правового государства.
В конце 2013 года руководитель палаты принимал участие в совещании с руководителями контрольно-счетных органов субъектов РФ по вопросам совершенствования контроля за эффективностью бюджетных расходов, проводимом председателем Счетной палаты РФ Т.А.Голиковой. Особое внимание участники совещания уделяли значимости аудита эффективности в связи с переходом к программному формированию бюджета, к новой системе государственных закупок и вопросам совершенствования сотрудничества Счетной палаты РФ с контрольно-счетными органами регионов и муниципалитетов.
По результатам систематизации информации по выполнению муниципальными образованиями области требований Федерального закона № 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" КСП области ежеквартально направляла в АКСОР сведения о контрольно-счетных органах муниципальных образований области.
Эффективная организация системы государственного финансового контроля невозможна без тесного взаимодействия Контрольно-счетной палаты с другими контрольными и правоохранительными органами. В порядке взаимодействия в 2013 году дополнительно заключены соглашения о сотрудничестве с Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Тамбовской области и Прокуратурой Тамбовской области.

Деятельность Совета контрольно-счетных органов Тамбовской
области и участие в деятельности общественных организаций в
целях обеспечения единой системы контроля

В рамках деятельности Совета Контрольно-счетных органов Тамбовской области проведено общее собрание с руководителями контрольно-счетных органов муниципальных образований Тамбовской области по актуальным вопросам совершенствования внешнего государственного и муниципального финансового контроля в Тамбовской области.
В совещании приняли участие представители Тамбовской областной Думы, органов исполнительной власти области, органов внешнего финансового контроля муниципальных образований области.
В ходе собрания были рассмотрены итоги работы контрольно-счетных органов Тамбовской области в 2012 году, задачи на текущий год и проблемы становления и развития системы внешнего финансового контроля, состояние работы по введению в действие стандартов внешнего государственного и муниципального финансового контроля. Обсуждались вопросы нормативного регулирования деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований области.
Утвержден план работы Совета Контрольно-счетных органов Тамбовской области, принято решение о проведении совместных и параллельных контрольных мероприятий.
Утвержден план работы Президиума, где определены пути решения вопросов организации и развития государственного и муниципального внешнего финансового контроля. Определены приоритетные направления деятельности контрольно-счетных органов Тамбовской области на ближайшую и среднесрочную перспективу.
КСП области ежеквартально проводился мониторинг реализации Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" в муниципальных образованиях области.

Перспективы и основные направления деятельности
Контрольно-счетной палаты в 2014 году

Согласно утвержденному на 2014 год плану работы Контрольно-счетной палаты приоритетным направлением деятельности Контрольно-счетной палаты является осуществление комплекса контрольных мероприятий, обеспечивающих реализацию задач и функций, возложенных на Контрольно-счетную палату в соответствии с федеральным и областным законодательством, в том числе Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Совершенно очевидно, что обозначенные на перспективу приоритеты контрольной деятельности Контрольно-счетной палаты должны соответствовать основным задачам, изложенным Президентом Российской Федерации в Бюджетном послании на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов. Поэтому при определении контрольных мероприятий основной задачей Контрольно-счетной палаты был и остается анализ социально-экономической ситуации в регионе, выработка предложений по возможной экономии расходов и повышению их эффективности.
На практике это означает, что Контрольно-счетной палате предстоит сосредоточить свою деятельность на анализе мер, принимаемых органами исполнительной власти и подведомственными организациями в целях решения задач по повышению уровня жизни населения области, оказанию качественных услуг гражданам в области образования, здравоохранения, социальной политики, обеспечения жизнедеятельности объектов социальной инфраструктуры, жилищного - коммунального хозяйства, транспорта, создание условий для развития агропромышленного комплекса.
При этом контрольные мероприятия по вышеперечисленным вопросам спланированы таким образом, чтобы получить наиболее актуальную и полную информацию о состоянии объектов контроля.
Учитывая, что комплексом Указов Президента от 7 мая 2012 года предусмотрен переход на инновационный путь развития всей экономики страны и на данной основе обеспечение развития системы образования, здравоохранения, культуры и социальной защиты населения, план работы Контрольно-счетной палаты на 2014 год предусматривает блок тематических проверок по выполнению мероприятий, связанных с реализацией задач, определенных Указами Президента.
На современном этапе перед Контрольно-счетной палатой стоит много задач, которые необходимо решать путем внедрения в практику работы новых форм и методов контроля. В связи с этим в плане работы предусмотрено проведение аудита эффективности использования средств областного бюджета.
Контрольно-счетная палата Тамбовской области выполняет функции по проведению государственного контроля, способствует укреплению финансовой стабильности Тамбовского региона, рациональному использованию средств налогоплательщиков на основе принципов объективности, независимости и гласности. Работа по совершенствованию внешнего финансового контроля в Тамбовской области будет продолжена с учетом новых требований, предъявляемых временем.
Сегодня на первый план выходит задача эффективного использования государственных средств - Палата концентрирует свои усилия на эффективности реализации государственных программ, эффективности и экономности расходов областного бюджета, сбалансированности консолидированного бюджета региона, эффективности инвестиционных проектов и проектов социальной направленности. Среди ключевых направлений, расходы по которым контролируются Палатой в приоритетном порядке, - жилищно-коммунальное хозяйство, социальная политика, образование, здравоохранение, сельское хозяйство, физкультура и спорт. При этом Контрольно-счетная палата должна видеть всестороннюю картину социально-экономического развития региона и отличать частные нарушения от системных проблем, влияющих на качество государственного управления. Результаты проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий позволяют проводить системный анализ острых проблем региона, составлять рекомендации и предложения, учитывающие слабые места в законодательстве. Сложившееся устойчивое взаимодействие с Тамбовской областной Думой поможет и в дальнейшем вести плодотворную работу по устранению имеющихся пробелов на законодательном уровне.
Решению важнейших государственных задач, которые стоят перед финансовым контролем, призван способствовать аудит эффективности. Этот перспективный метод позволяет оценить эффективность управления финансовыми потоками и государственной собственностью, выявить возможности улучшения реализации властных решений, выработать рекомендации по дальнейшим действиям. Внедрение Палатой аудита эффективности в практику своей деятельности показало состоятельность и востребованность этого метода, планируется более широкое его применение наряду с традиционным финансовым аудитом.
Предстоит проведение аудита в сфере государственных закупок для нужд Тамбовской области. Такое право региональным счетным палатам предоставил Федеральный закон № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Контрольно-счетная палата продолжит участвовать в реализации антикоррупционной политики, проводимой государственными органами власти Российской Федерации и Тамбовской области. Проводя экспертизу регионального законодательства на предмет возможной коррупционной составляющей, КСП противодействует коррупции на этапе разработки законов и нормативно-правовых актов, таким образом, сокращая возможность недобросовестного отношения к государственным финансам. Палата взаимодействует с законодательными органами власти в части подготовки изменений в нормативные правовые акты Тамбовской области и органов местного самоуправления, регулирующие бюджетные отношения, а также в части совершенствования законодательства в сфере внешнего государственного и муниципального контроля.
При проведении контрольных мероприятий сотрудники палаты уделяют особое внимание выявлению обстоятельств, способствующих коррупционным проявлениям. Аудиторы держат на контроле устранение выявленных нарушений, исполнение представлений Контрольно-счетной палаты.
Одним из приоритетных направлений антикоррупционной деятельности КСП становится участие в предварительной экспертизе государственных программ Тамбовской области. Контроль реализации государственных программ приобретает чрезвычайную важность в связи с переходом региона на программно-целевое управление.
Контрольно-счетная палата уделяет большое внимание развитию системы государственного и муниципального финансового контроля в регионе, координации и методической поддержке деятельности муниципальных контрольных органов. КСП активно участвует в работе Совета Контрольно-счетных органов Тамбовской области, который объединяет контрольно-счетные органы муниципальных образований Тамбовского региона и помогает вырабатывать единый подход к контрольной и экспертно-аналитической деятельности, осуществлять обмен знаниями и опытом. В дальнейшем Палата продолжит целенаправленно и системно работать над решением вопроса максимального охвата внешним контролем Тамбовского региона.
Повышению качества контрольной и экспертно-аналитической деятельности призваны способствовать стандарты финансового контроля, которые разрабатываются Палатой. Они учитывают общие требования, утвержденные Счетной палатой РФ. Новые стандарты, а также методические рекомендации предлагаются к использованию в муниципальных контрольно-счетных органах.
Дальнейшее развитие получит сотрудничество Контрольно-счетной палаты с органами внешнего финансового контроля субъектов РФ. Партнерство с профессиональным сообществом государственных контролеров позволяет получать доступ к имеющимся наработкам в области внешнего контроля, дает возможность практического применения лучшего отечественного и зарубежного опыта в данной сфере, что, в конечном счете, способствует совершенствованию деятельности Палаты.
Контрольно-счетной палатой Тамбовской области налажено устойчивое и результативное сотрудничество со Счетной палатой Российской Федерации - ежегодно проводятся совместные контрольные и экспертно-аналитические мероприятия по важнейшим направлениям расходов государственной казны.
Эффективное решение масштабных государственных задач может быть обеспечено, когда применяется системный подход, при котором каждая часть системы выполняет свою функцию, четко и слаженно взаимодействуя с остальными. В целях повышения результативности и эффективности расходования бюджетных средств в Тамбовской области с каждым годом все большее внимание уделяется развитию взаимодействия с органами государственной и муниципальной власти, правоохранительными органами.
Под пристальным вниманием КСП - развитие взаимодействия с обществом в целом, обеспечение публичности представления информации о своей деятельности. Дальнейшему улучшению работы КСП способствует применение современных информационных технологий, модернизация ИТ-инфраструктуры.
В Контрольно-счетной палате проводится работа по совершенствованию кадрового состава, правильному подбору и расстановке гражданских служащих, повышению их профессиональной квалификации. В настоящее время повышение квалификации осуществляется в Государственном научно-исследовательском институте системного анализа Счетной палаты Российской Федерации.
Задачи Контрольно-счетной палаты в перспективе возрастают в контексте избранной руководством страны стратегии глубокой модернизации российской экономики и повышения ее конкурентной способности.
В рамках реализации данной стратегии задача Контрольно-счетной палаты - обеспечить непрерывный контроль за доведением выделенных финансовых ресурсов до конечных получателей, следить за соблюдением режима экономии, бюджетной дисциплины. Поэтому не останутся без внимания вопросы, связанные со строительством, реконструкцией и капитальным ремонтом отдельно взятых объектов. При этом акценты будут сделаны на выявление системных проблем.
Исключительное внимание Контрольно-счетной палаты будет уделяться укреплению взаимодействия с комитетами Тамбовской областной Думы при планировании контрольных мероприятий и рассмотрении их результатов, поскольку это напрямую связано с возможностями наиболее полной реализации имеющегося потенциала и является основой для укрепления финансовой дисциплины в бюджетной среде, повышения качества управления региональными финансами.

Выводы и предложения

Выводы и предложения по устранению выявленных нарушений и повышение эффективности управления государственными ресурсами являются главным итогом контрольных мероприятий Контрольно-счетной палаты. По тому, как на представленные предложения реагируют органы государственной власти и местного самоуправления, можно судить об эффективности деятельности органов внешнего финансового контроля, его объективности и беспристрастности. Поэтому контроль за реализацией мероприятий, направленных на устранение нарушений и недостатков, выявленных в ходе проверок, остается важнейшим элементом деятельности Контрольно-счетной палаты Тамбовской области.
Взаимодействие с Тамбовской областной Думой и администрацией области играет важнейшую роль в организации деятельности Контрольно-счетной палаты. Возможность регулярного информирования руководства области об основных результатах проведенной работы позволяет интегрировать деятельность Контрольно-счетной палаты в решении важнейших задач области.
Степень взаимодействия Контрольно-счетной палаты с органами государственной власти и правоохранительными органами выступает одним из показателей результативности и эффективности ее деятельности.
Укрепление взаимодействия с Тамбовской областной Думой, ее комитетами является основным фактором, определяющим направления деятельности Контрольно-счетной палаты, и позволяющим наиболее полно и оперативно реализовать имеющийся потенциал финансового контроля и является основой укрепления финансовой дисциплины.
Основополагающим правилом при реализации итогов контрольных мероприятий является рассмотрение отчетов КСП на заседаниях комитетов Тамбовской областной Думы.


------------------------------------------------------------------